войти кнопки соц.сетей
14 сентября 2012 в 14:32

Гражданское общество – фундамент Российского государства

В начале сентября по инициативе Общественной палаты Республики Коми и Администрации МО МР «Сысольский», при непосредственной поддержке Координационного Совета по вопросам местного самоуправления в Республике Коми, Совета руководителей Советов Республики Коми, Коми регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления, Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Коми» 5 сентября состоялся круглый стол, где была обсуждена тема «Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в сельских районах Республики Коми: реалии и перспективы».

Справедливости ради хочу отметить, что тема «зацепила». На приглашение Палаты принять участие в круглом столе откликнулись практически 100% приглашенных. С большой заинтересованностью и аргументированностью шло обсуждение. СМИ, как никогда, выступили действенными институтами гражданского общества и партнерами Общественной палаты. Информационные материалы о круглом столе в печатных СМИ, по телевидению и радио отличались ответственностью и серьезностью.

Обидно, когда сталкиваешься в разговоре с общественниками с неверием что путем самоорганизации людей можно менять свою жизнь, среду обитания в лучшую сторону. С моей точки зрения очень распространено критиканство и как среди рядовых граждан, так и среди общественного актива. Все знают и свободно судят о том, как должны работать высшие должностные лица страны, Республики, чиновники. Социальные сети позволяют «втихаря», не обозначаясь матерно выругаться в адрес Главы Республики и за это «ничего не будет». Но когда доходит до личной ответственности, мы забываем, что прежде чем взять, надо отдать. Статус гражданина любого государства характеризуется соотношением Прав и Обязанностей. К примеру - Америка большая страна, но там, в обществе главенствует не писаный принцип: «Не спрашивай, что Страна дала тебе, лучше скажи, что ты сделал для Страны!». В годы советской власти со школьной скамьи нам внушали: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Я уверена, что и в настоящее время, время другого социально – экономического строя в нашей стране, для порядочных честных, любящих свой край людей, нового поколения, не знающего советского периода, ничего не изменилось. Круглый стол явился этому выводу ярким подтверждением. Нет плохих людей, есть плохие организаторы.

Почему не идет развитие ТОСов? Ответ простой. Не создана система. Нет координирующего этот процесс органа ни в Республике ни в муниципальных образованиях. Не приняты в муниципальных образованиях регламентирующие развитие ТОСов пакеты необходимых нормативных актов. Нет информации об опыте.

Изучением проблемы формирования ТОСов в РК Палата начала еще в первом ее составе. Общественники постепенно пришли к выводу, что обсуждать создание системы ТОСов необходимо отдельно с общественностью города и деревни. Подходы к организации ТОСов одни и те же, но формы разные. В городе люди годами живут на одной площадке и годами не здороваются, так – как не знают друг друга. В большинстве случаев выйти на субботник, в подъезд на уборку за самими собой и за своими детьми является проблемой. В селе же взаимоотношения между людьми в большей степени, по отношению к городу, являются коллективными. Сельские жители не забыли и желают совместно ухаживать за своими колодцами, обустраивать детские площадки, принимать решение - где и что строить, вырубать или оставить зеленые насаждения, провожать коллективно своих земляков в Армию, играть свадьбы, радоваться рождению ребенка.

В Республике Коми 168 муниципальных образований сельских поселений и более 700 сельских населенных пунктов, численность постоянного населения в которых, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, составляет порядка 208 тысяч человек – это 23% жителей республики.

Много скопилось проблем. Сокращается численность населения, плохие дороги, отсутствие экономической составляющей – колхозы, совхозы, леспромхозы, сплаврейды, канули в небытие. Фермерство, малый бизнес в «зачаточном» состоянии.

Но при этом, сельские территории, по – прежнему, обладают мощным природным, демографическим, историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, занятость и достаточно высокие уровень и качество жизни сельского населения.

На круглом столе шла речь о повышении общественной активности сельского населения, о его самоорганизации для решения существующих проблем. Всем понятно, что за счет общественности нельзя решить большие глобальные экономические и социальные проблемы. Но составить альтернативу в решении целого ряда социальных проблем на территории муниципального образования общественность может и должна. Но для этого государство должно создать условия.

Утверждать, что власть, местное самоуправление ничего не делает для развития села тоже не правильно. За последнее время в Республике принят целый комплекс долгосрочных целевых республиканских и ведомственных программ, мероприятия которых нацелены на развитие сельских территорий. Среди основных - «Социальное развитие села (2012 – 2013 годы)», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия (2010 – 2012 годы)», «Развитие аквакультуры и рыболовства в Республике Коми (2012 – 2014 годы)», «Газификация населенных пунктов Республики Коми (2011 – 2013 годы)», ««Модернизация общего образования в Республике Коми (2012 – 2015 годы)», «Модернизация здравоохранения»

Общим недостатком имеющихся программ, с моей точки зрения, является то, что ни в одной из них не отведена роль и место институтам гражданского общества. О чем говорит это обстоятельство? Это обстоятельство говорит о том, что разработчики этих документов, а это в основном государственные служащие, не дооценивают реальную силу институтов гражданского общества, которые представляют альтернативу государственным структурам в решении, прежде всего социальных проблем, и способны наравне с государственными структурами, при непосредственной поддержке государства, решать важные социальные проблемы направленные на развитие территории, улучшение качества жизни населения.

С другой стороны, по оценкам экспертов, очевиден низкий уровень самоорганизации населения.

Отрадно то, что на самом высоком уровне государственного управления постоянно говорится о том, что люди должны почувствовать позитивные изменения – и в первую очередь, через расширение своих собственных возможностей. Но, двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. Мы заведомо проиграем, если будем рассчитывать только на решения чиновников и ограниченный круг крупных инвесторов и госкомпаний. Мы заведомо проиграем, если будем опираться на пассивную позицию населения. Доверие между людьми складывается только тогда, когда общество скреплено общими ценностями и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости. А уважение к закону возникает только тогда, когда он один для всех, всеми соблюдается, и в основе его – правда.

Для многих граждан не понятно, что такое территориальное общественное самоуправление (ТОС)? Под территориальным общественным самоуправлением в соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом по предложению населения, проживающего на данной территории.

Для того чтобы учредить ТОС, жителям территории необходимо провести собрание либо конференцию, на которой должен быть утвержден устав будущего ТОСа и избраны органы территориального общественного самоуправления. Вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС, единолично исполняющие функции этого органа.

В уставе ТОСа определяется: территория, на которой он действует, цели, задачи и формы его деятельности, основные направления работы, порядок формирования, права и обязанности, полномочия органов ТОС и сроки их исполнения, порядок принятия решений, приобретения и использования имущества, распоряжения финансовыми средствами, порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Порядок подготовки и проведения собраний (конференций) ТОСов тот же самый, что и для обычных собраний граждан в муниципальных образованиях.

Устав после его принятия на собрании (конференции) должен быть зарегистрирован органом местного самоуправление данного поселения, к компетенции которого относится регистрация подобных актов. Порядок регистрации устанавливается правовым актом представительного органа местного самоуправления.

При этом ТОС может являться юридическим лицом, зарегистрированным в форме некоммерческой организации. В этом случае ТОС подлежит государственной регистрации в налоговых органах.

Так как ТОСы не входят в систему органов местного самоуправления, то, соответственно, они не могут содержаться за счет средств муниципального образования, а лица, избранные в органы ТОС, – получать за эту деятельность зарплату из местного бюджета. Органы ТОС могут содержаться либо на добровольные взносы самих участников ТОСа, либо работать на общественных началах.

Однако ТОС, в случае придания ему статуса юридического лица, может заключить договор с органами местного самоуправления на осуществление различных работ по содержанию жилого фонда, благоустройству территории и т.д., и в соответствии с этим договором получать средства из местного бюджета. Кроме того, финансирование ТОСов может вестись в рамках грантовой системы, системы муниципального социального заказа или на конкурсной основе. Такие формы финансирования ТОСов зачастую оказываются весьма эффективными и при минимальной бюджетной поддержке позволяют получить большее количество (и качество) выполненных работ за счет того, что жители выполняют их самостоятельно и, самое главное, для себя.

Для достижения уставных задач органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Наиболее распространенной деятельностью ТОСов является благоустройство домов и прилегающей к ним территории: ремонт подъездов силами самих жильцов, восстановление или строительство детских и спортивных площадок, уборка территории, ее озеленение и т.д.

Кроме благоустройства и хозяйственной деятельности ТОСы могут оказывать содействие в обеспечении безопасности граждан, сотрудничая с участковыми, организуя народные дружины. ТОСы могут брать на себя и культурно-организаторские функции (например, устраивать локальные праздники и конкурсы, создавать досуговые клубы и объединения, проводить консультации населения, организовывать акции милосердия и благотворительности, осуществлять общественный земельный контроль и общественный контроль за качеством уборки территории и вывозом мусора, решением вопросов благоустройства, информировать граждан, проживающих в границах территориального образования, о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.д.).

Как показывает практика и история работы органов ТОС – это один из наиболее эффективных инструментов прямого участия граждан в местном самоуправлении, который может оказать большую помощь муниципальной власти в содержании и развитии территории. Именно поэтому их следует активно внедрять в каждом муниципальном образовании.

Для того, чтобы этот процесс пошел, необходимо дополнить закон Республики Коми о государственной поддержке некоммерческих организаций и ТОС признать социально значимой работой. При этом условии ТОСы могут разрабатывать проекты и участвовать в грантовых конкурсах. Что касается координирующего органа на уровне Республики. Общественность считает, что им может быть координационный Совет по местному самоуправлению при Главе РК. Но для этого необходимо внести дополнения в Указ Главы №154 «О координационном совете по вопросам местного самоуправления в РК». Предложения Главе Общественная палата направила и получила положительный ответ. Общественники пришли еще к одному выводу – общественников надо учить новым современным технологиям общественной деятельности. И с этой задачей вполне может справиться Академия государственной службы.

Глава РК Гайзер В.М поставил перед всеми нами задачу – превратить территорию РК в территорию мечты. Можно однозначно утверждать, что прогрессивная общественность РК считает, что без включения в решение этой большой задачи институтов гражданского общества мечта не станет реальностью.

Этот материал подготовлен с одной целью – представить его на БНК и получить предложения о дальнейшей работе общественности по развитию ТОСов.

В Общественной палате есть модельный пакет документов, который необходимо принять на муниципальном уровне. Кроме этого, в качестве положительного примера в Палате имеется пакет документов села Пажги Сыктывдинского района и Положение о Совете Общественности МО МР «Сысольский».

Всем, кого заинтересует этот вопрос, Палата готова предоставить копии этих документов для работы.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru