войти кнопки соц.сетей
3 марта 2015 в 20:31

Корень всех болезней человека кроется в его страстях. Продолжение

Вот уже более двух лет в нашей газете «Колокол Севера» существует рубрика «Ваше здоровье». В каждом номере издания мы с православных позиций пытаемся рассказать о личном опыте подвижников здорового образа жизни, особенно выделяя идею неразрывной связи нашего физического тела с душой и духом.

«Святые отцы учат, что мысленная брань или борьба, сопровождаемая победой или поражением, происходит в нас поэтапно: сперва возникает представление помысла или предмета - прилог; потом принятие его - сочетание; далее согласие с ним - сложение; за ним порабощение от него - пленение; и, наконец - страсть.

Иоанн Лествичник, Филофей Синаит и другие прилогом называют всякий простой помысл или воображение какого-либо предмета, внезапно вносимое в сердце и предстоящее уму. Святой Григорий Синаит говорит, что прилог есть происходящее от врага внушение: делай то или другое, как это было сделано Самому Христу Богу нашему: Рцы, да камение сие хлебы будут (Мф. 4, 3); или проще сказать - это какая-либо мысль, пришедшая человеку на ум. И, как таковой, прилог называют безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, потому что он не зависит от нас, ибо невозможно, чтобы не было приражения к нам вражеских козней, после того, как диавол с бесами получил доступ к человеку, за преслушание удаленному из рая и от Бога: в этом состоянии удаления он (диавол) может уже колебать мысли и ум всякого, - говорит Симеон Новый Богослов…

Сочетанием святые Отцы называют собеседование с пришедшим помыслом, т.е. как бы тайное от нас слово к явившемуся помыслу, по страсти или бесстрастно; иначе, принятие приносимой от врага мысли, удержание ее, согласие с ней, и произвольное допущение пребывать ей в нас. Это святые отцы почитают уже не всегда безгрешным, но оно может быть и похвально, если богоугодно разрешится.

Сочетание – следующий этап, на котором испытывается человек, в этот момент он как бы анализирует пришедшую на ум мысль, рассуждает, хорошо или плохо будет, если мысль претворится в желание. Соглашаясь пойти на уступки возникшему помыслу, человек попадает в состояние, которое может оказаться не безгрешным.

Сложением святые отцы называют уже благосклонный от души прием помысла, в нее пришедшего, или предмета, ей представившегося. Это бывает, например, когда кто-либо порожденную врагом мысль или представленный от него предмет примет, вступит с ним в общение через мысленное разглагольствование и потом склонится или расположится в уме своем поступить так, как внушает вражий помысл...

Вот что сказали отцы о сложении мысленном, об уступке, о склонении на сторону помысла: иногда кто-либо из подвизающихся хотя бывает побежден в мысли, но корень ума его - в глубине сердца его - твердо стоит в том, чтобы самым делом не согрешить и беззакония не совершить. Это есть первый вид сложения. А второй вид сложения, по словам святого Григория Синаита, состоит в следующем: «Когда кто волей своей принимает от врага наносимые мысли и, согласуясь и сдружаясь с ними, побеждается ими так, что уже не только не противоборствует страсти, но и решается все сделать по внушению ее, и если не исполняет своих решений на самом деле, то не почему-либо другому, как только по неполучению на то времени или места, или по иной причине, не позволяющей совершить преднамеренное. Такое состояние души весьма виновно и подлежит запрещению», т.е. церковной епитимий.

Пленение есть невольное увлечение нашего сердца к нашедшему помыслу, или постоянное водворение его в себе - совокупление с ним, отчего повреждается наше доброе устроение.

Страстью называют такую склонность и такое действие, которые долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми. Это бывает тогда, когда враг очень часто представляет человеку какую-либо вещь, или лицо, питающее страсть, и воспламеняет его к исключительному люблению их, так что - волею или неволею - человек мысленно порабощается ими…

Страсть во всех ее видах, непреложно подлежит или покаянию, соразмерному с виной или будущей муке. Итак, подобает каяться и молиться об избавлении от всякой страсти; ибо всякая страсть подлежит муке не за то, что подвергались брани от нее, но за нераскаянность…

Обуреваемому же какой-либо страстью подобает всеми силами противиться ей, - сказали отцы. Возьмем, например, страсть блудную: кто борим этой страстью к какому-либо лицу, тот пусть всячески удаляется от него, удаляется и от собеседования и от сопребывания с ним и от прикосновения к его одежде и от запаха ее. Кто не соблюдает себя от всего этого, тот образует страсть, и любодействует мысленно в сердце своем, - сказали отцы: он сам в себе возжигает пламя страстей и, как зверей, вводит в душу свою лукавые помыслы.

Так святые подвижники свидетельствуют нам, что все грехопадения человеческие совершаются не иначе, как с постепенностью.

Состояние нашего общество таково, что найти практически здорового человека не представляется возможным, все мы маленькие и большие, находимся в плену у своих привычек – суть, страстей, которые со временем в зависимости от их пагубности, делают нас больными людьми.

И в самом деле, задумайтесь, многие курят, неумеренно употребляют спиртные напитки, в чрезмерных количествах поглощает пищу, мало двигаются, я уже не говорю о том, в каком состоянии находится наша душа, подвергающаяся ежеминутно всевозможным искушениям.

Большинство из нас даже не представляют, какое пагубное воздействие оказывают на наше здоровье, физическое и душевное наши порочные привычки. А уж как бороться с ними и надо ли это делать, имеют представление совсем немногие.

И вместе с тем бороться со страстями необходимо, если мы хотим стать вновь здоровыми, радующимися жизни людьми.

В миру ходит такая поговорка: предупрежден – значит вооружен. Так вот, если мы будем четко представлять себе те механизмы воздействия, которые запускает нечистый на наше существо, нам будет несравненно легче отражать эти нападки.

И еще мы должны четко понимать - только молитва и искреннее раскаяние в грехах наших, могут вернуть нас в естественное здоровое состояние.

Подготовил Николай Лудников.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru